Мы с вами живём в мире, где люди не считают образование важным. Если быть честными с самими собой, то дело обстоит именно так.
Образование почти всегда находится на повестке дня, но оно воспринимается в лучшем случае как ритуал посвящения. Я часто слышу, что человек, прошедший через университет, получает нечто важное. При этом, собеседник не может объяснить, что же именно студент получает. Обучение в ВУЗе превращается в некий полумистический процесс обретения статуса и сакральных «знаний о жизни».
Мало кто говорит, что важно иметь адекватные представления об окружающем мире. И что от представлений о мире зависят наши поступки. Эта простая и даже в чём-то банальная мысль, к сожалению, усваивается довольно плохо, поскольку мы живём в культуре, где воспевается вера в чудеса. Неверное представление о мире не только не является помехой, но подаётся как желаемый идеал. В кино, в музыке и в литературе доминантой будет именно призыв верить, а не что-то там перепроверять.
Мы живём в культуре, где нормально сказать «мне всё равно, как оно там на самом деле» — и неправым будет выглядеть зануда, который портит настроение, настаивая на сомнении и научных исследованиях. Нам проще ответить «да» или «нет», а всё остальное от лукавого. То, что мир на порядки сложнее и что такая бинарность в науке почти не встречается — это снова выглядит как ненужное усложнение. От этого принято отмахиваться. «Будьте проще» — скажут скептику.
Вообще, сам угол освещения реальности часто заточен на эмоции и моральные предписания. Вера в чудеса хорошо, потому что это ассоциируется с определёнными моральными предписаниями. Рациональное поведение редко рассматривается совместимым с добротой и нравственностью, нам будут давать борьбу якобы противоположных начал — ума и сердца.
И можно было бы сказать, что это просто другие вопросы, которые никак не противоречат изучению мира, каков он есть. Но, увы, для многих именно своды моральных правил, деление людей на правильных и неправильных и оказывается тем, что они понимают под образованием. Даже сухие сведения о мире нередко рассматриваются в качестве моральных предписаний.
Мистификация образования, каковы бы ни были её причины, приводит к тому, что люди редко ощущают потребность что-то по-настоящему изучать. Ещё реже они испытывают чувство собственной некомпетентности. Рассуждая о биологии, физике, экономике, обычно целью является не ударить лицом в грязь. Важным снова оказывается не то, как мир устроен на самом деле, а статус.
И когда мне задают вопросы про деятельность «Общества скептиков», приходится объяснять, а то и вступать в полемику, что выдумывать устройство мира и иметь реальное представление о его устройстве — это не мелкое различие в мировоззрении, а принципиально разный подход к жизни.
Поэтому, проблемы образования состоят, с моей точки зрения, не в том, что его мало — его много — а в том, с чего я и начал эту заметку: у людей нет ощущения, что точные представления о мире важны. Каким-то невероятным образом считается, что истина — это нечто типа вкуса. И полагать, что рак можно исцелить молитвой — это такое же равноправное мнение, как и всё остальное.