Когда мы говорим об атеизме или любом другом суждении подобного рода, скажем, неверии в сверхъестественное, мы часто наталкиваемся на непонимание. У наших верующих собеседников может создаться впечатление, что атеист — это человек, который делает положительное утверждение о несуществовании бога. Если посмотреть в различные философские словари и энциклопедии, формальные определения вроде бы поддерживают такую точку зрения.
Однако время не стоит на месте, определения уточняются, порой очень значительно, а словари, которыми мы пользуемся, неизменно устаревают. Сегодня подавляющее большинство атеистов и скептиков вовсе не утверждают автоматически несуществование богов и сверхъестественного. Ещё Энтони Флю ввёл понятие положительного и отрицательного атеизма и с тех пор позиция неверия стала гораздо точней. Крупнейшие скептические и атеистические организации по всему миру также поддерживают именно более аккуратное, продуманное понимание этих терминов.
Вместе с тем, мысль о том, что неубеждённость в реальности чего-то не означает убеждённости в обратном, оказывается очень трудной для усвоения. Даже после длительных объяснений люди часто не понимают, что отсутствие веры в богов действительно не означает положительного утверждения о их несуществовании. С чем это связано?
Думается, причина ясна — чаще всего основание не верить в существование является одновременно и основанием быть убеждённым в несуществовании. По крайне мере, в нашей ежедневной жизни дело обстоит именно так — мы часто не верим во что-то на основании прямых доказательств, что это не так. Поясним простым примером.
Предположим, у меня в руках спичечный коробок. Я утверждаю, что в нём лежит чётное количество спичек. Если вы откроете, посчитаете спички и их окажется 17, то вы имеете одновременно:
а. и основание не верить, что количество спичек чётное, и
б. основание утверждать, что их количество нечётное.
Однако представим, что возможности открыть коробок у вас нет. Тогда, с одной стороны, вы не имеете убеждённости в том, что количество спичек чётное, иными словами, у вас нет веры в это, эта убеждённость у вас просто отсутствует. А с другой стороны, вы вовсе не утверждаете, что количество спичек именно нечётное.
Попытки настаивать на том, что, дескать, скептики и атеисты утверждают отсутствие богов и паранормального самим отказом верить — это значит пользоваться упрощённым и, в результате, неверным пониманием скептической позиции.