Дорога во тьму

Зло, существующее в мире, почти всегда результат невежества,
и любая добрая воля может причинить столько же ущерба,
что и злая, если только эта добрая воля недостаточно просвещена

Альбер Камю

Есть один важный вопрос, которого я хочу коснуться.Связан он с тем, что люди не осознают опасность  заблуждений и предрассудков и считают, что вера в мистику, приметы, магию, достаточно безобидна и не может принести серьёзного вреда. Действительно, вряд ли такая мелочь, как ношение амулетов или заговоры, может сама по себе нанести вред психике или здоровью. Ведь «тёмной, отрицательной энергии»  не существует, вас не могут проклясть или нанести порчу – даже сами экстрасенсы признают, что их «колдовство», ни светлое, ни чёрное, на скептиков почему-то не распространяется. Так стоит ли беспокоиться? Но разговор не о том, что существует, а что нет – а о том, насколько опасны наши заблуждения. Любые, от банального «не свисти – денег не будет», до настоящих «чудовищ спящего разума», о которых пойдёт речь ниже. Я постараюсь на конкретных примерах показать, что в предрассудках нет ничего безобидного, если потворствовать им, они принимают неожиданные и даже страшные формы.

Скептичный образ мышления в лучшем случае наталкивается на непонимание со стороны обывателя, мол, как можно не верить в то, во что верят все? В худшем, это защитная реакция, которую испытывает носитель предрассудка, если скептик начинает объяснять ему ошибочность его представлений: «не учите меня, во что мне верить!» Ещё одна сложность возникает с теми, кто, в принципе, не падок на разные мифы, но защищает право человека на заблуждение. Заметьте, не право на ошибку. А право на систематический, хронический самообман. «Оставьте их в покое, пусть верят себе, – говорят они, – другим от этого ни холодно, ни жарко.» Но я уверен, допускать невежество в чьём-то уме – в уме многих – это означает отказаться от самой идеи просвещения, от ценности образованного человека, способного к критическому анализу, взвешенным суждениям и непредубежденным выводам. Если вас это не слишком пугает, подумайте вот о чём. Если человек допускает в своей личной жизни справедливость своих суеверных воззрений, сумеет ли он сдержаться, чтобы они не проникли в его профессиональную деятельность? Где та грань, которая отделяет талисман на удачу, и «медицинский» прибор, который лечит с помощью мифического биополя? Что делать, когда предрассудки становятся целыми направлениями медицины, вроде гомеопатии, хилерства или иглоукалывания. Компетентные врачи скажут, что это не направления медицины и вообще не медицина, но вот, что я скажу: вас, компетентных врачей, с каждым днём всё меньше. Теперь гомеопатические препараты, эти недешёвые пустышки для легковерных чудаков, продаются в аптеках, а в поликлиниках появляются соответствующие специалисты. Да и какая-то часть врачей, это не осуждает, мол, если больным хочется гомеопатию, пусть идут к гомеопату. А как же дети, которых ведут к гомеопату глупые родители?

Что такое гомеопатия? Как и вся остальная лжемедицина, это направление основано на утверждении, которое противоречит науке и здравому смыслу. Кратко оно сводится к следующему: если вещество растворить в воде в миллионы раз особым способом, то вода приобретет лекарственные свойства. И плевать, что концентрация самого лекарства в воде становится равным нулю, нет, вода его запоминает! Не частицы пыли и грязи, которые в любом случае встретятся в воде в гораздо больших количествах. Самые яркие образчики, которые можно встретить в аптеках: это Анаферон и Оциллококцинум. Уважаемые родители! Не покупайте своим детям эти препараты. Они безвредны, но вы лишь тратите деньги на пустышки. Эти «лекарства» не работают. Они не могут работать в принципе! Потому что волшебства в нашем мире не существует. Потому что у воды нет никакой долговременной памяти, это просто жидкость. Если вы готовы ручаться, что они вам или вашим годовалым детям помогают – не тратьте слов. Вам может многое помочь, малиновое варенье или куриный бульон или, на худой конец, самовнушение или собственный организм, но не гомеопатия. Не давайте фирмам-мошенницам возможность нажиться на вашем легковерии и невежестве в отношении законов природы.

Лжемедицина – один из ярких образчиков того, как предрассудки породили спрос на мошенничество. Теперь на доверчивых людях не просто зарабатывают, нет, коммерсантам выгодно, чтобы эти заблуждения поддерживались и распространялись. И фирмам, продающим воздух, даже не нужно потеть. Люди сами охотно готовы пропагандировать и отстаивать красивую чепуху о природных силах и тонких энергиях, излечивающих даже онкологию. А нужно ли говорить, чего это нам всем, в конечном итоге, будет стоить? Особенно в условиях, когда медицину в нашей стране делают платной услугой? Спрос рождает предложение, и вы с трудом найдете товар, на который нет спроса. В данном случае качественную медицину. Вместо неё вам либо начнут очищать ауру, либо пропишут молитвы три раза в день до или после еды. Естественно, я слегка утрирую, но состояние здравоохранения в нашей стране неуклонно ухудшается.

Но есть в мире вещи и пострашнее. Связаны они, например, с детской проституцией в развивающихся странах, таких как Сомали или Камбоджия. Девственность считается ценным товаром, поскольку существует поверье, что половой акт с молодой девочкой пяти-шести лет очищает организм мужчины, даёт ему силу, оздоровляет и продлевает жизнь. Естественно, спрос на детей высок – и маленькие девчушки становятся жертвами подонков, которые буквально охотятся за ними, ведомые чудовищными предрассудками. Вы, наверное, не поверите, что такое возможно и это просто байка. К сожалению, это не выдумка, а реальная история, рассказанная в книге «Шепот ужаса» Сомали Мам, камбоджийской правозащитницы, в юности испытавшей на себе ужасы секс-рабства. Я хочу подчеркнуть: конечно, детская проституция существует не только за счёт диких верований, но их роль в этом кошмаре нельзя не признать – как нельзя не признать и то, что дремучая отсталость и невежество идёт бок о бок с социальными бедствиями.

В Афганистане всё еще жива традиция защиты семейной чести от… изнасилованной дочери. Путём убийства несчастной девушки. «Причём тут наша вера в удачу или в сглаз? – возопят некоторые. – Это просто варварство, которое нужно искоренять!»Что же, между житейскими предрассудками и предрассудками национальными или религиозными есть много общего. И те и другие заставляют нас действовать иррационально, неадекватно. И если мы допускаем одно, что нас останавливает от веры в то, что девственница улучшает здоровье мужчины или в то, что бесчестие для девушки хуже смерти? Боязнь черной кошки так же рациональна, как и убийство молодых женщин. Только последнее по нашим меркам – отвратительное преступление. Или давайте заменим чёрную кошку на более подходящий пример: расхожее утверждение, что девушки сами виноваты, что попадают в лапы к насильникам. Источник данного предрассудка – сформулированное социальным психологом Мелвином Лернером фундаментальное заблуждение, называемое верой в справедливый мир (англ. just-world hypothesis). Если вы верите в высшую справедливость, то вам недалеко до того момента, когда вы начнёте винить жертв преступлений в том, что с ними это произошло – ведь согласно теории справедливого мира они это должны были заслужить. Это скользкая дорожка, которая приводит к абсурду, а именно к убийству невольной блудницы во имя чести. «Была бы порядочной, никто бы её не насиловал» – такова логика семьи, использующей шаблонное мышление, навязанное варварской традицией.

Я не буду подробно говорить о контрабанде редких и вымирающих видах животных, на которых охотятся за их якобы целебные свойства. Не буду описывать бойню, что ежегодно происходит на Фарерских островах, когда забиваются сотни черных дельфинов гринд – это уже не необходимо для выживания тамошнего населения, этот праздник крови – дань традиции. Темные времена средневековья, казалось, ушли, но многие продолжают средневеково мыслить. На этой почве прорастают национализм, терроризм и  фанатизм любого сорта, особенно религиозный. Когда-то мормоны, адвентисты седьмого дня и сайентологи считались просто повернутыми чудаками, но сейчас они приобрели статус официальных церквей, и оскорбление религиозных чувств их членов может караться законом. Но в чём разница между ними и «Народным храмом», члены которого (чуть больше 900 человек, включая детей) покончили жизнь самоубийством в 1978 году в поселке Джонстаун в Гайане? Кроме главы секты, Джеймса Уоррена, у которого наблюдались психические отклонения, это всё были нормальные, адекватные люди. Выжило всего несколько человек, которые либо уехали оттуда незадолго до трагедии, либо скрылись или спрятались во время страшной экзекуции. Большинство пило цианистый калий добровольно, других заставляли. Где был тот спусковой крючок, который заставил их пойти на такое? Или какова была причина того, что они вообще попали в этот «Народный Храм»? Да та же самая, почему люди вообще попадают в религиозные организации и принимают их условия и правила. Им навязывают убеждения, которые в отсутствие критичного восприятия укореняются в человеке так сильно, что могут довести его до самоуничтожения.

Предрассудки и невежество не просто какая-то человеческая особенность, которую можно игнорировать. Они – враги разума. Нет критерия, который с позиции логики позволил бы назвать одно заблуждение более ошибочным, чем другим. Один человек может не быть способен на убийство, но для другого собственное невежество будет достаточным мотивом к свершению преступления. Мы не можем принимать ту житейскую философию, что так часто используется в защиту «мелкого» мракобесия – это непозволительная роскошь в мире, где люди достаточно могущественны, чтобы нанести себе и окружающим вред.