Объяснение демонстраций Кулагиной

В данной статье читателю предлагаются методы, которые Кулагина могла использовать для получения своих эффектов. Мы не обладаем достаточным количеством доказательств, чтобы утверждать, что производились эти эффекты именно так, и предлагаем нашим читателям самим решить, какая версия более правдоподобна: версия о паранормальном или версия о вполне обычных и, в общем, нехитрых трюках.

Объяснение телекинеза

Эффект:  испытуемая сидит за столом и, двигая руками над предметами, но не прикасаясь к ним, заставляет их совершать движения по отношению к себе.

К Обществу скептиков обратился профессиональный иллюзионист по имени Рэнид и предложил разгадку метода, которым пользовалась Кулагина.

[embedyt] //www.youtube.com/watch?v=fjLl_eMMvO0[/embedyt]

Речь пойдёт о самых обычных капроновых нитях, которые были доступны населению Советского Союза.

Тонкая капроновая нить одним концом пришивается к пятке женских колготок. Далее, нить проходит по ноге под платьем до уровня живота. На животе нить выводится через платье наружу при помощи швейной иглы. На вышедшем кончике нити завязывается маленький, но прочный узелок (можно пропитать его, например, силикатным клеем и узелок станет твёрденьким). Таким образом, кончик нити не скроется под платьем, а будет держаться за узелок на поверхности.

Обратим внимание на предметы, которые удавалось двигать Кулагиной. Исключая незадокументированные истории, все предметы на видео имеют между собой кое-что общее, а именно — они являются ёмкостями, которыми можно что-то накрыть.

Представьте стол. Кладём на него зёрнышко риса, а теперь пробуем его спрятать под зажигалкой. Не выходит. А теперь вспоминаем каждый предмет из опытов с Кулагиной. Колпачок от помады. Колпачок от ручки. Внешняя часть спичечного коробка, поставленного на ребро. Футляр от сигары без крышечки. Предмет, которые многие принимают за солонку, согласно диктору фильма, является полым циллиндром из анодированного алюминия. Все эти предметы прекрасно накрывают наше зёрнышко от риса, оставляя его внутри себя.

Кулагиной давали на выбор самые разные предметы и она отбирала их по описанному выше принципу. Садясь за стол, Кулагина сгибала ноги и натяжение нити ослабевало. Теперь появлялся запас длины, и нить можно вытянуть наружу. Но Кулагина не торопилась это делать, она водила руками с плотно прижатыми друг к другу пальцами, изображала напряжение и несколько раз опускала руки в бессилии. Периодически, она переставляла предметы с места на место. Приучив своих зрителей к такому своему поведению и усыпив бдительность на очередном опускании рук, она зажимает узелок между пальцами. Потом вытягивает над предметами руки уже вместе с ниткой, держась за узелок. Роняет этот узелок на стол вместе с «обессилившими» руками. Затем привычно берёт предмет (например колпачок) и переставляет его точно на узелок. Измождённым голосом говорит «Я попробую ещё». Снова пассы руками, но на этот раз Кулагина потихоньку начинает выпрямлять ногу. Нить натягивается и тянет узелок обратно к животу. Узелок двигается, упирается в стенку колпачка с внутренней стороны и неизбежно буксирует его к краю стола.

По завершению демонстрации достаточно просто встать, нога выпрямится, нитка спрячется, а узелок станет незаметной соринкой на платье. Теперь можно предлагать всем обыскивать себя на предмет ниток или магнитов. Повторного приготовления метод не требует. То есть, можно снова, сев за стол, демонстрировать телекинез.

К колготкам можно пришивать и несколько нитей, скажем, по одной к каждой ноге. Тогда можно бросить на стол два узелка и двигать два предмета поочерёдно.

Чем хороша эта версия? Прежде всего, она полностью объясняет странные на первый взгляд особенности демонстраций Кулагиной — определённый набор предметов, невозможность ничего показать сразу, необходимость постоянно переставлять предметы. Также, этот способ выполнения трюка доступен непрофессионалу и не требует от него знать способы, которые используют профессиональные иллюзионисты. Способ очень прост и прямолинеен. И мы можем легко представить ситуацию, как Кулагиной могла прийти в голову именно эта идея, в то время как предыдущие предположения, в том числе демонстрация Джеймса Рэнди, требовали от Кулагиной специализированного знания и умения пользоваться невидимой нитью и воском.

Объясняет эта версия и свидетельство Иваницкого, который утверждает, что видел именно нить и именно узелки.

Но есть у этой версии и другой существенный плюс. А именно — она подтверждается записями. На видео выше мы демонстрируем материал, который доступен публике уже более двадцати лет. Для того, чтобы увидеть секрет, надо просто знать, куда смотреть. Обратите внимание на участок стола, который находится за колпачком. После того, как Кулагина переставляет колпачок, мы видим узелок чёрной нити, который затем возвращается обратно в сторону Кулагиной.

Это хорошее подтверждение нашей гипотезы. И хотя возможны и другие объяснения имеющихся фактов, в том числе и наличие экстрасенсорных способностей у Кулагиной, нам кажется, что паранормальные объяснения являются далеко не самыми вероятными.

Объяснение ясновидения (чтения табличек, стоя к ним спиной)

Эффект: испытуемая стоит спиной к табличкам, развешенным на натянутой нити у неё за спиной, и называет значения на них. Видео эффекта начинается с 1 мин 50 сек:

[embedyt] //www.youtube.com/watch?v=gcYcELzY8vQ[/embedyt]

Данный эффект можно объяснить использованием обычного дамского зеркальца. Обратим внимание, что перед каждым угадыванием Кулагина подносит левую руку к лицу, якобы сосредотачиваясь. В руке легко спрятать маленькое зеркальце и видеть числа за спиной. В пользу этого говорит тот факт, что Кулагина постоянно называет цифры в зеркальном порядке. Интересным представляется и то, что она не может сразу назвать цифры, которые находятся прямо за её спиной, и вынуждена слегка отходить вправо. Обильно жестикулируя правой рукой, левую руку Кулагина не показывает и от лица не убирает.

Движение магнитной стрелки

Эффект: испытуемая двигает руками или телом над компасом и магнитная стрелка движется.

[embedyt] //www.youtube.com/watch?v=nA-UwZxNY28[/embedyt]

Эффект легко объясняется использованием магнита, который может находиться у испытуемой под одеждой, между пальцами или под массивным кольцом, находящимся на пальце у Кулагиной на некоторых видео. В фильме, кадр из которого представлен выше, женщина двигает грудью над компасом и стрелка движется в такт её движениям. Исследователи зачем-то приподнимают табуретку, но никто не проверяет Кулагину на наличие магнитов под одеждой, что можно было бы сделать используя, скажем, другой магнит.

Остальные трюки

Кулагиной приписывают множество различных способностей: рассеивание руками луча лазера, изменение кислотности воды, вызов сильного ожога прикосновением рукой к руке другого человека, воздействие на помещенную в закрытый пакет фотопленку, отделение в воде желтка от белка разбитого яйца, воздействие на сердце лягушки и многое другое.

К сожалению, каких-либо доказательств, что эти эффекты вообще имели место, у публики нет. Рассказы очевидцев даже о таких вещах, как выступления иллюзионистов, когда речь идёт всего лишь о трюках, имеют тенденцию значительно приукрашивать реальность. Доверия подобные анекдотические сведения не вызывают. Создание ожогов на первый взгляд присутствует на видео записях, однако никаких ожогов мы не видим и нам рассказывают, что ожоги появились у принимавших участие в опытах лишь потом.

Несмотря на то, что можно предположить, как делались некоторые из этих эффектов, если они вообще имели место, нам кажется что это занятие бесполезное ввиду отсутствия достаточных данных.